Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

 

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
        В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме
артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
        Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных
артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
2. Систематической
артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
   
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

Артикуляционная гимнастика
— это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий

б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

в) с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Работа организуется следующим образом:
1.  Логопед рассказывает ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.  Показывает выполнение упражнения.
3.Упражнение выполняет ребенок, а взрослый проверяет правильность выполнения.
Упражнения должны быть целенаправленными: не столько важно их количество, сколько важны правильный подбор и качество их выполнения. Важно научить ребенка правильно  выполнять упражнения.
Вначале движение производится несколько замедленно, педагог регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно ускоряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к
 другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Таким образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполнять движения в нужном темпе.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда, которое должно быть хорошо освещено.
Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2—3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первый признак утомления — снижение качества движения, что служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

 

 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/10/17/konsultatsiya-dlya-roditeley-artikulyatsionnaya-gimnastika-doma