Игры на формирование грамматического строя речи

 

Консультация для родителей

Игры на формирование грамматического строя речи и обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-7 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола, а также значительно пополнят словарь ребенка за летний период.

Эти игры не требуют никаких атрибутов. Необходимо только желание родителей и положительный настрой ребенка.

 

«Скажи наоборот»

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар... (шары)

комар... (комары)

гриб... (грибы)

шкаф... (шкафы)

стол... (столы)

мяч... (мячи)

сапог... (сапоги)

петух... (петухи)

паук... (пауки)

пирог... (пироги)

дом... (дома)

глаз... (глаза)

лес... (леса)

 

«Чего много?»

 

Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

 

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

 

«Мой–моя–мое–мои»

 

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

 

1.Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»). Правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

 

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, зайка, карандаш;

 

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

 

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

 

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

 

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», «мое», «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

 

«Посчитай»

 

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Пример: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

 

Примерный речевой материал:

 

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

 

«Услышь ласковое слово»

 

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

 

Примерный речевой материал:

 

лес – лесок;

голос – голосок;

петух – петушок;

старик – старичок;

друг – дружок;

снег – снежок;

бок – бочок;

круг – кружок;

береза – березка;

шуба – шубка;

лошадь – лошадка;

корова – коровка;

капля – капелька;

рука – ручка;

нога – ножка;

береза – березонька;

ночь – ноченька;

дочь – доченька;

Оля – Оленька;

рука – рученька;

нога – ноженька;

подруга – подруженька;

 

«Цепочка»

 

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Пример: человек – человечек – человечище.

 

Примерный речевой материал:

 

кулак — ... — ...

нога — ... — ...

волос — ... — ...

плечи — ... — ...

нос — ... — ...

рука — ... — ...

клюв — ... — ...

усы — ... — ....

 

«Скажи правильно»

 

Цель: упражнение в подборе глаголов.

 

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

 

Примерный речевой материал:

 

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

 

«Ждем гостей»

 

Цель: упражнение детей в словообразовании.

 

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется.

Пример: посуда для салата – салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа — ...

посуда для хлеба — ...

посуда для соуса — ...

посуда для сливок — ...

посуда для масла — ...

посуда для конфет — ...

посуда для молока — ...

посуда для сухарей — ...

 

«Подумай и назови»

 

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

 

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Пример: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?», «какой?».

 

Примерный речевой материал:

 

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

 

Игры на обогащение словарного запаса

«Наоборот»

 

Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

 

Примерный речевой материал:

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

 

 

«Скажи по-другому» (часть первая)

 

Цель: упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

 

Пример: «У одного мальчика сегодня плохое настроение.

Какой мальчик сегодня?

А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный).

Слова «печальный, грустный и расстроенный» – это слова-приятели.

Почему он такой?

Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»?

Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»?

Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

 

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

 

«Назови слова-приятели» (часть вторая)

 

Цель: развитие умения подбирать слова, близкие по значению.

 

Примерный речевой материал:

друг... (товарищ, приятель)

дом... (здание, жилище)

труд... (работа)

дорога... (путь, шоссе)

солдат... (боец, воин)

неправда... (ложь)

беда... (горе, несчастье)

лежебока ... (лентяй)

 

 

«Кто больше?»

 

Цель: пополнение словарного запаса словами, относящимися к данному действию и обозначающих предметы.

 

Примерный речевой материал:

 

Летит... (стрела, самолет, парашют, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, пловец, плот, бревно, щепка, катер, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста, зуб, волосы, щенок).

Поет... (певец, соловей, жаворонок, хор, флейта).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей, разведчик).

Пищит... (мышка, игрушка, комар, котенок).

Скрипит... (дверь, снег, дерево, телега, голос).

Хрустит... (морковка, сухарь, сахар, снег, кость)

 

«Какой предмет?»

 

Цель: развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

 

Примерный речевой материал:

 

Роза - красная, свежая, душистая….

Ежик – маленький, колючий, сердитый…

Машина – новая, грузовая, пожарная…

 

Цель: подбирать к признаку предмет.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ..

Волшебная – песня, фея, палочка…

 

 

Желаю успехов!

по материалам сайта www.maam.ru

 

Категория: Консультации | Добавил: alena-martynova1306 (27.11.2017)
Просмотров: 298 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar