Дидактические игры на обогащения словаря в старшей группе
19.10.2018, 07:47
  1. Игра «Я собрал в огороде…»
  2. Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д.

               Игра «Угадай по описанию»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».

Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

3                     Игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование: предмет или игрушка.

Содержание: Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.

4                 Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

 5            Игра «Кто больше увидит?»

Цель. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме.

Содержание. Дети рассматривают картинки по теме, представляющие предметы в затрудненных для восприятия условиях. Побеждает в игре тот, кто  больше узнает и правильно назовет предмет.

6 Дорисовывание  недостающих частей     предметов, их называние

Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о животных, о предметах.

Оборудование: Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела), цветные карандаши.

Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй».

7                 Игра  «Что где находится?»

Цель: Уточнение представлений о местоположении предметов (развитие денотативного аспекта значения слова).

Оборудование: Лото «Что где находится?»

Содержание: Взрослый: «Посмотрите на ваши карты и скажите, у кого нарисован сад? Огород? Клумба? Что растет в саду? Что хранится в шкафу? Что может находится на дороге?

Демонстрируя маленькие картинки, взрослый называет их: «Это сковорода, где она находится?» Ребенок. Узнавший свой предмет, отвечает на вопрос (Сковорода находится на кухне») и берет картинку себе. Выигрывает тот, кто раньше сложит карту целиком.

8         Игра «О картинке я вам расскажу»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

 Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У  кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.

У этого предмета есть:

  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  • Нитка, бусины (бусы);
  • Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль
  • У него есть:
  • Ствол, ветки, листья, корни, кора
  • Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

9                Игра с перебрасыванием мяча

«Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты:

  •  «Мяч бросай, четко фрукты называй» или
  • «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

10                                         Игра с мячом

     «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».

           Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

11                         Игра с мячом

«Животные и их детеныши».

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Группа 1. у тигра –;  у  льва — ;у слона - у оленя - у лося — у лисы  

Группа 2. У  медведя — медвежонок,  у верблюда — верблюжонок,  у волка — волчонок,  у зайца — 

12                                  Игра с мячом

«Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья. Мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает:

 «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

13             Игра с перебрасыванием мяча

«Чей домик?» или «Кто где живет?»

 14                        Игра с мячом

                          «Скажи ласково»

             Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — 

15                                    Игра с мячом

                 «Кто как передвигается?»

           Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Логопед: Дети:

  • Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
  •  Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

16                        Игра с мячом

            «Лови да бросай — цвета называй»

                 Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Логопед: красный - Дети:  мак, огонь, флаг.

  • оранжевый - апельсин, морковь, заря;
  • желтый - цыпленок, солнце, репа;
      17                      Игра с мячом

        «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

                  Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:

  • Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.
  • Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.
  •  

18                                    Игра с мячом

                         «Один — много»

        Мы — волшебники немного: был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы двор — дворы нос — носы гора — горы нора — норы мост —мосты дом — дома глаз — глаза луг — луга город — города провод —

19                   Игра с мячом

                               «Где мяч?»

               Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

 Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом

20                                    Игра с мячом

                           «Веселый счет»

         Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Вариант 1. один стол - пять столов, один слон — пять слонов, один шкаф — пять шкафов,   один гусь — пять гусей,  один лебедь — пять лебедей,  один журавль — пять журавлей,  одна гайка — пять гаек,  

21                          Игра с мячом

           «Лови, бросай, дни недели называй»

           В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.  

22                                   Игра с мячом

            «Месяцы и их последовательность»

              Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

                                   Игра с мячом

                               «Что за чем?»

              Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

24                      Игра с мячом

                     «Бывает — не бывает»

             Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

25                                     Игра с мячом

                           «Кто кем был?»

                Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой \.

26                            Игра с мячом

                                    «Семья»

                 Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

  • Кем ты доводишься маме и папе?
  •  Кто ты для бабушки и дедушки?
  • 27                 Игра «Объясни и исправь»

Цель: развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Взрослый произносит предложение, в котором родовые слова (слова с обобщающим понятием) использованы неверно:

  • У Кати кукол больше, чем игрушек.
  •  Овощи вкуснее помидоров.
  • Шкаф выше мебели.
  • Оля собрала цветов больше, чем ромашек.
  •  У зайца уши длиннее, чем у животных.
  • В вазе ягод меньше, чем клубники.

28                    Игра «Потому что»

Цель: активизация,  уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

  • Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
  •  В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
  • Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).
  • Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).
  • В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).
  • Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).

29      Игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения

Игровой материал: серии сюжетных картинок

30                        Игра «Отгадай загадку»

Цель: развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры

Игровой материал: Картинки

 31             Игра «Назови одним словом»

Цель: учить называть обобщающее слово-существительное

Игровой материал: картинки по лексическим темам

32                Игра «Скажи наоборот»

Цель: обогащать словарь словами -антонимами

33                        Игра «Назови части»

Цель: активизировать словарь

34             Игра «Запомни слова по рисункам»

Цель: развивать моторно-слуховую память

Игровой материал: рисунки со словами

35                                       Игра мячом

                       «Хорошо — плохо»

           Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу.

Вариант 1. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе -  можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2.  «Нравится - не нравится» (о временах года). Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Категория: Заботливым родителям | Добавил: alena-martynova1306
Просмотров: 223 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar